У этого термина существуют и другие значения, см. Монтаж (значения).
Монтаж (фр. montage) видео- или аудиоматериала (в кинематографе, на телевидении, на радио, на звукозаписывающих студиях) — процесс переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал. Считается, что монтаж в кинопроизводстве не менее важен, чем киносъёмка: монтаж способен придать фильму нужный ритм и атмосферу. Различают внутрикадровый и межкадровый монтаж.
Линейный монтаж и Нелинейный монтаж
Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (видеомагнитофонов, камер т. д.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа. О линейном монтаже также говорят в случае процесса урезания сцен в видеоматериале без нарушения их последовательности.
При нелинейном монтаже видео или кинопленка (которая может быть отсканирована и переведена в цифровой вариант) разделяется на фрагменты , после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель. При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность; подчас сокращения бывают очень масштабными.
В случае киноплёнки процесс нелинейного монтажа происходит вручную: монтажёр с применением монтажного стола под руководством кинорежиссёра режет плёнку в нужных местах, а затем склеивает фрагменты в выбранной режиссёром последовательности.
Гибридный видеомонтаж имеет достоинства первых двух (нелинейная видеомонтажная система играет роль видеоисточника). Недостаток — более высокая цена.
В 1917 году Лев Кулешов написал о монтаже: «Для того, чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, также, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу».
Программное обеспечение для монтажа
Видеомонтаж
Проприетарное программное обеспечение:
Adobe Premiere Pro — профессиональный видеоредактор для Windows и Mac OS
Windows Movie Maker — программа, входящая в Windows, рассчитанная на непрофессиональный монтаж
Avid Liquid — профессиональный видеоредактор для Windows
Avid Studio — видеоредактор для Windows
Avid Media Composer — профессиональный видеоредактор для Windows и Mac OS
Apple Final Cut Pro — профессиональный видеоредактор для Mac OS
Sony Vegas — профессиональный видеоредактор для Windows
Canopus Edius — профессиональный видеоредактор для Windows
Pinnacle Studio - видеоредактор для Windows
Lightworks — система нелинейного видеомонтажа компании EditShare
Свободное программное обеспечение:
Cinelerra
Kdenlive
Kino
LiVES
AviSynth
OpenShot Video Editor
Free Studio Menager
Литература
Рейсц К. Монтаж фильма // Техника киномонтажа. — М.: Искусство, 1960.
Иванов Вяч. Вс. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины ХХ в. // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино / Отв. ред. Б. В. Раушенбах. — М.: Наука, 1988. — C.119—149.
Раппапорт А. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла монтажа // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино / Отв. ред. Б. В. Раушенбах. — М.: Наука, 1988. — C.14—23.
Салганик Р. И. Рекомбинации как творческий прием в искусстве, науке и природе // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино / Отв. ред. Б. В. Раушенбах. — М.: Наука, 1988. — C. 5—14.
Синецкий Дм. Видеокамеры и видеосъемка. Практическое руководство. Второе издание. — М: Международное агентство «A.D.&T», 1998. — 157 с.
Соколов А. Г. Монтаж. В 4-х частях. — М.: Изд-во А. Дворников, 2005.
Утилова Н. И. Монтаж. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 167 с.
взято